Как сшить праздничный повойник

Spread the love

 

 

На Руси женщина, в отличие от ребенка и девицы всегда закрывала волосы головным убором.

Этот обычай имел множество причин и толкований, неоспоримо же то,  что продолжением обычая  стало большое  разнообразие женских головных уборов на Руси.  Обратим наше внимание на праздничный головной убор Архангельской губернии – повойник.

Целое собрание прекрасных повойников  с подробным описанием можно  увидеть в книге Натальи Павловны Лютиковой “Крестьянский костюм Мезенского уезда Архангельской губернии конца XIX – начала XX века в собрании музея «Малые Корелы»,   Архангельск, 2009 год, С.191-214. Информация о них так же выложена на сайте музея «Малые Корелы».

 

Вот один из них:

 

Повойник. ХIХ в. Архангельская губ. Бархат, ткань хлопчатобумажная, тесьма шерстяная, серебро пряденое, бисер, шитье золотное, шитье на руках, шитье на машинке. Ширина околыша – 8,5 см, диаметр донца- 16 см. КП-766. Т-42

 

 

 

 

Если вы любите Русский Север, и решились  сшить и носить традиционный костюм Архангельской губернии,  надеюсь, вам будет полезно  моё  описание создания повойника.

Шапочка – повойник состоит из двух частей: околыш и донце.   Околыш  опоясывает чело и уходит на затылок. По длине эта деталь ровна  таковому опоясыванию вашей головы.  Ширина околыша бывает разной. Вы можете сравнить внешний вид  повойника с разной высотой  околыша в книге или на указанном выше сайте.  Так как под повойник укладываются косы женщины, высота околыша может определяться  количеством волос. Если у вас богатая коса, то  выбирайте околыш максимальной ширины.   Ширина околыша на моем повойнике в готовом виде  8,5 см.

Вторая деталь – донце.  Длина окружности донца должна  соответствовать длине околыша. Донца бывают разной формы, чтобы нарисовать нужную форму, да еще и соблюсти  нужный диаметр есть очень простой способ. Сделайте из бумаги или из картона модель вашего околыша, примерьте его и если он подошел вам по длине, то теперь используйте его как  лекало для рисования донца.

Достаточно скрепить булавкой или иголкой с нитью  концы околыша, превратив его в цилиндр, и поставить  цилиндр на лист бумаги.  Если донце простое круглое, то достаточно обвести цилиндр и  выверить циркулем ровность нарисованной окружности.  Если же форма донца любая фигурная, то на бумаге необходимо  провести центральную полосу, относительно которой должна будет  соблюдаться симметрия.

Далее придать цилиндру искомую вами форму и, соблюдая нахождение на линии  центральной точки чела и центральной точки затылка обрисовать карандашом получившийся силуэт.  Сложите рисунок по  центральной линии и вырежьте  силуэт по  той стороне, которую сочтете наиболее удачной.  Развернув оцените результат. Если что-то потребует доработки, то теперь уже эта деталь станет удобным лекалом.

Не забудьте приложить цилиндр – околыш к конечной выкройке донца, чтобы проверить соответствие деталей по диаметру . Из ткани обе детали нужно будет выкраивать с припусками на швы.

Если Вы решили украсить донце традиционной вышивкой, то не торопитесь кроить. Удобнее вышивать  в квадратных пяльцах

 

Способ запяливания описан ЗДЕСЬ >>

На фотографии вы видите один из способов перевода рисунка на бархат.   Прикладываем к изнанке кальку с рисунком  (в зеркальном отражении, если рисунок  не симметричен).

 

Прошиваем  по кальке крупными стежками линии рисунка нитью контрастного цвета  так, чтобы на лицевой стороне стежками обозначился рисунок.

Детали рисунка, вырезаются из картона. Лучше, если это будет т.н. электрокартон. Клей ПВА наносится тонкой линией посредине детали для того, чтобы игла при повороте золотной  нити легче  “ныряла ” под картон. Вторая причина – излишки клея не выходят за границы картонной детали.  На этнографических образцах картонные детали  часто бывают пришиты, а не приклеены.  Так тоже можно делать, прокалывая картон шилом, а затем пришивая.

На фотографии вы видите, что не все детали приклеены, а вышивка уже началась. Это объясняется тем, что я сперва несколько приклеенных  деталей  обшила серебром, что бы решить насколько близко их друг ко другу располагать.  Потом, когда решила, что между деталями просветов никаких оставлять не нужно, то всё приклеила с учетом этого вывода.

Здесь так же можно хорошо рассмотреть основной приём вышивки «по карте», то есть – по картону. Для тех, кто знакомится с этим видом ремесла впервые поясню -вышивка ведется двумя нитями: одна называется – золотная. Это условное название, принятое в среде вышивальщиц и в научной среде. Любую нить, состав которой неизвестен, но на вид кажущуюся золотой либо серебряной  называют золОтной. Нитка, прикрепляющая золотную,  называется по своей функции  – прикрЕпной.   Золотная нить не выходит на изнанку шитья, повороты её формируются между краем картонной детали и бархатным фоном при помощи особого хода прикрепной  нити. Вот этот особый ход прикрепной нити и изображен на фотографии.

В руке кусочек пчелиного воска. Проводим им по прикрепной нити перед шитьем. Можно провести сразу перед тем, как вставляем нить в иглу. Во-первых, нить становится крепче. Во-вторых, двойная нить соединяется в одну. Прикрепной может быть любая прочная нить. Раньше выбирали для прикрепа тонкую льняную либо хлопковую нитку.

Прикрепление шнура. Шнур сделан из четырех золотных нитей. Чтобы из простых нитей получился такой шнур, кончики этих нитей нужно связать прочным  узелком и закрепить узелок на неподвижное основание.  Затем отойти на расстояние длины этих нитей и начать их вместе скручивать , пока не получится тугой жгут.  Для удобства скручивания  пригодны любые домашние инструменты: миксер  со вставленной одной рогулькой или дрель. Когда жгут будет норовить вырваться из рук, необходимо осторожно сложить его пополам и немного придерживать. Он сам совьется в шнур. Кончик шнура нужно закрепить, чтобы не распускался.

Прикрепная нить  пришивает  шнур между  двумя его прядками, и  таким образом прячется внутри них.

Блесточки крепим при помощи небольших отрезков канители. Сперва нить закрепляется на ткани, затем нанизывается блёсточка, затем поддеваем на нить небольшой отрезок канители (либо бисеринку) и через  блёсточку уводим нить на изнанку. Там закрепляем и тянем  по изнанке к месту следующего пришивания.

Вот здесь еще ближе можно рассмотреть.

 

Сборка деталей

Мы подошли к сборке деталей.  Вышивку я не проклеивала, но перед снятием с пялец с изнанки через тряпочку хорошенько пропарила. Это означает, что прямо в пяльцах с изнанки вышивка была поглажена  горячим  утюгом  через слегка влажную тряпочку утюгом НА ВЕСУ, без укладывания на твердую поверхность. Снимала с пялец вышивку на следующий день после пропаривания, чтобы быть уверенной, что весь влажный пар точно высох. Перед сборкой донце было вырезано по форме, край его обшит.

Околыш я сшила отдельно и сразу с подкладкой и с завязками т.с. “под ключ”.  Затем  донце и околыш  сшивала друг с другом от центральной точки на челе вправо затем  влево к центральной точке затылка швом назад иголка. Затем  отдельно вырезала подкладку донца, загнула и наметала её по краю.  Вывернула головной убор на изнанку и пришила эту подкладку швом вкруговую. Можно сшить и другими способами, которых множество. Когда выкроенные детали будут у вас в руках. Ваши руки сами всё придумают. Только не  забывайте, изначально делать небольшие припуски на швы.

Подкладка околыша из кусочка штофа  а донца из ситца. Завязки сотканы  на берде из х\б ниток.  Длина завязок должна быть равна обхвату головы и отрезку из которого выйдет узелок с небольшим бантиком.  На  старинных фотографиях видно как завязки идут с затылка по околышу на чело, цепляются  там друг за друга и возвращаются на затылок. Моих завязок хватает  только для небольшого  бантика на челе.

Праздничный повойник с вышитым донцем на Русском Севере носят с кустышками – штофной косынкой, свернутой в ленту и два раза уложенной поверх околыша. Завязывается  косынка  над челом  узлом  с двумя торчащими вверх  кончиками – кустиками, или иначе – кустышками.

Желаю всем творческих успехов.

 

 

 

С уважением, Бирюкова Марина

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *