Возвращение к своей земле

Spread the love

 

Российское, оно разное, а русское светлое, от того , что “рус”  – и есть по старому освещенный. А то, что не светлого много, так, кто же о том спорит? Но есть образ, а есть суровая реальность далекая от него. А на что нам образ? На что воспоминание о лучшем и светлом? Чтобы не утонуть в мрачном. Ведь человек не есть тело бренное, а душа живая, которая тянется к свету.

 

К примеру,  русский традиционный быт есть бытование людей живущих с коротким летом и  долгой морозной зимой. Трудно объяснить логично вековое  стремление людей держаться самой удаленной глухомани. Сколько сил потребовалось всковырнуть и разрушить этот мир… Революции, перевороты, коллективизации, войны, приватизации с урбанизациями…   И что ? Много ли в том радости и счастья, чтобы после всех усилий и жертв поколений добровольно  идти в долговую кабалу ради  рационального маленького городского загончика с уборной рядом с кухней?

И ведь для многих только сегодня “вдруг” открывается, что не все яркое полезно, а приятное-  светлое.  И обращается человек к воспоминанием. Возможно все было совсем не так мрачно, и забито в том, что в пылу борьбы за светлое будущее разрушали?

Русь с ярко выраженными, порой, суровыми временами года, богатой и доброжелательной природой, с почвами требующими смекалки и ладного коллективного труда. И поэтому здесь жили именно такие люди, а не иные.

 

 

“В Европе сельскохозяйственный период десять месяцев, а в России пять… Разница – в два раза. В Европе не работают в поле только в декабре и в январе. В ноябре, например, можно сеять озимую пшеницу, об этом знали английские агрономы еще в XVIII веке. В феврале проводить другие работы. Так вот, если просчитать, то получится, что русский крестьянин имеет на пашенные работы, кроме обмолота зерна, 100 дней. И 30 дней уходит на сенокос. Что получается?” ( вопрос поставил Л.В.Милов)

– А то, что, если он будет полагаться только на себя, на собственные силы, то “он жилы порвет и то еле управиться”. И не управлялись, бедно жили по окраинам сел и деревень, те, как их называли малочисленные и лишенные родни “сироты”,хворые и “боящиеся семьи, как огня бобыли”.

Но, не о них сказ…Люди они везде и всегда разные. На любом поле кроме пшеницы всегда хватает сорняков. Но, если за сорняком поля не видеть, то и о чем речь вести?

 

“…Была его семья
По счастию, отличная
Жена, детей штук пять,
Да теща параличная
Да взбаламошая мать,
Да брат с ногой оторванной,
Под Данцингом, да дед
Прожорливый, оборванный
Ста двадцати трех лет!
Такая уж живучая
Порода их была…

( Н.А.Некрасов “Выбракованные”1859 год)

 

В полных, многодетных  семьях, которые были основой русской деревни, всегда жило рядом и старшее поколение, и многочисленные дети, вместе со своими взрослыми родителями. Хозяйства в таких больших дворах были крепкие и ладные. На каждого семью полагалось от 7 до 11 десятин пашни, выпасов и лугов. Хлеб был основой русской кухни, но его производство не было единственным источником пропитания. В каждом хозяйстве, помимо лошадей, были коровы, козы, овцы, гуси, куры, утки.

Выращивали репу, брюкву, лук, капусту, свеклу, бобы, морковь, зелень. По весне, там где реки соединялись с озерами, сачками да лопатами “со льда”  отлавливали рыбу, грузили на сани и заготавливали  в ледниках на весь год. Лес кормил и охотою.

Заготавливали и солили лесную ягоду, грибы. Каждому дню в году была своя задача, которую можно было решить только совместным  образом. На Троицу заготавливали веники, листья ягодных и лекарственных растений для взваров. Только имея полноценное питание, особенно в зимнее время, было возможно жить, тем более, с таким плотным режимом работ.

 

 

Все поспеть, за всем углядеть, ничего не позабыть – это нормальное состояние для русского крестьянина. При этом главным своим делом он отнюдь не считал производство еды.

Успех, от слова успеть. Успеть спасти свою душу от страстей и грехов, очистить её от ошибок для любви и встречи с Богом. А все остальное уж прилагается.

 

 

Красна русская деревня не удоями и сортами сала, а нарядными Храмами Божьими, которые были местом встречи всех жителей и с Богом, и с друг другом после трудовой недели. Тут решались все деревенские вопросы , от совместного строительства новой избы для молодой семьи , до выбора старшего для отправки в город с уплатой налога, сбытом урожая, изделий или за покупкой необходимых для хозяйств инструментов и товаров.

 

 

Что представляла собой русская изба? Высокое, стоящее на подклети многокомнатное сооружение, с большим крытым тесом двором для скотины и птицы и амбарами. В качестве потолка полубревно на матице, по чердаку утепленное глиной с соломой. Пол в комнатах из строганной толстомерной доски, а в подклети “земляной” из утрамбованной глины.. Входная дверь – чуть ниже роста человека, с высоким, сохраняющим тепло порогом. Обычно дверь располагалась напротив красного угла, в котором стояли иконы, и потому всяк входящий в дом естественным образом кланялся и первым делом желал – “Мир дому сему и Божье благословения!”

Русские изба до XIX века топилась как по белому, так и по-черному. Куринная изба, в которой топили по-черному практически окон, в современном смысле , не имела. Дым выходил в так называемые волоковые оконца размером в одну-две пяди и высотой в бревно. В одной “комнате” спали на лавках и на полатях родители с детьми. Скотина – коровы, свиньи, телята, а так же птица и лошади находились в закрытом дворе рядом друг с другом, согревая своим теплом помещение даже в самые лютые морозы.

В летнее время крестьяне топили печь с утра. С ночи тяга была лучше и веселей. От того по утру ели молочное с хлебом, блинами, а к обеду поспевали каши, борщ, мясные блюда. Там где избы топились по черному, приходилось делать влажную уборку ежедневно не только полов, но и стен.

Ежедневный труд – основа жизненного уклада русской крестьянской семьи, в котором уже с самого раннего детства и до глубокой старости были свои обязанности у каждого. Чуть малыш стал управляться с хворостиной, так ему предавалось стадо гусей и уток, которое он кормил и выводил на выпас. Девочки помогали матери с другими детьми, наводили порядок в доме, доили молоко и собирали лекарственные растения, ягоды, грибы, урожай с огорода, и принимали участие в женском рукоделии.

 

 

Старшие отвечали за тепло в доме, и приготовление еды, обучали детей ремеслам и навыкам по хозяйству. Отец же с сыновьями нес на себе самые тяжелые работы, вспашка, страда, заготовка сена, строительство избы, печи, лодки, ткацкого стана, изготовление мебели и утвари.

В таких условиях формировался русский человек, его сознание и стремление к горнему. И что сегодня от того осталось? Где крепкие , ладные семьи? Где уважение к мастерству и труду?  Обмельчала жизнь , пожрал комфорт и удобства силу и красоту любви. Скукожилась воля до железобетонного загончика.

 

 

Но это не надолго.  Пелена заколдованности слетит, и человек снова вернется к своей земле и к своим традициям. Ведь, свято место пусто не бывает.  Спаси, Господь, благочестивых!

 

Александр Билецкий

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *